Новости Фестиваля творческих инициатив

Беларусь. Знакомимся с участниками

Продолжаем знакомить вас с участниками Фестиваля творческих инициатив по продвижению русского языка и культуры за рубежом, который проводит Центр «Шаг» при поддержке Минпросвещения России. Напомним, что заявки принимались в трех номинациях, сегодня расскажем о педагогических технологиях.


«Это работает!», - именно так назвала свой проект участница фестиваля Мария Лукша из Белоруссии. Она преподает русский язык и литературу ученикам средней школы №11 города Бреста. И при изучении «богатого и могучего» педагог активно применяет современные инструменты обучения, например, эмодзи на уроках литературы, ведение аккаунтов русских писателей, разбор орфографии современных песен и многое другое.


Игровой приём «Литература в эмодзи» - это когда название того или иного произведения русской классики зашифровывается при помощи картинок и смайлов, набор которых есть в любом смартфоне. Эмодзи – современный аналог ребусов, так как по своим функциям они также развивают память, внимание, логическое мышление, развитие мыслительной деятельности, концентрируют внимание. Преимущество использования именно этого ресурса в его стилевом единстве, большом разнообразии изображений и, самое главное, в доступности каждому учащемуся в любой момент.


Например:




Вот, что говорит по этому поводу сама Мария: «Заинтересованность ребенка – это ключевой момент в обучении. И здесь во многом именно от личности учителя зависит, будет ли ребенку интересно заниматься конкретным предметом. Я стремлюсь, чтобы каждый мой урок являлся совместным поиском решения задач и ответов на вопросы, был творческим союзом учащегося и учителя. Стоит отметить, увлекаться смайлами не стоит, так как они упрощают речь, при чрезмерном использовании негативно влияют на способность выражать свои мысли», - предостерегает педагог.


Но на этом молодой педагог не остановилась и предложила ребятам вести соцсети… Льва Толстого и Сергея Есенина! Верите? Ребята не только используют цитаты из произведений этих авторов в статусах и постах, но выполняют проверочные работы в стилистике Instagram, например. Как вам такой статус в аккаунте Льва Толстого: «Ходил за грибами. Тосковал. Шил.»?



Главная задача – визуализация образа автора не с помощью шаблонных портретов, а благодаря интересным, редким и даже отредактированным в программе «фотошоп» фотографиям, использование цитат из произведений или же цельных стихотворений, ассоциативное подкрепление изучаемого на уроках литературы материала. Ученики 7 класса уже могут самостоятельно подготовить «аккаунт», ориентируясь на образы, взаимоотношения между персонажами и значимые исторические события.


«В качестве тренировки перед сочинениями или для блиц-тестов я изготавливаю Instagram-листы: это распечатанный на бумаге экран телефона, где размещены картинки и пустые строчки для текста. Их надо заполнить описаниями, например, природы или внешности героя. Такие же листы могут быть добавлены и в Instagram, тогда дети работают с телефоном. На выполнение подобных заданий уходит минут 10. Текст должен быть небольшим, но содержательным. Это помогает расширить словарный запас и развивает устную и письменную речь».


А уж когда вместо надоевших упражнений из учебника семиклассники стали разбирать орфограммы на примерах популярных песен Егора Крида и Дани Милохина, успеваемость в классе заметно поползла вверх. Педагог реализует на уроках русского языка такой метод, как использование текстов песен современных исполнителей как способ изучения орфографии русского языка.


Ведь и в современных песнях можно найти и непроизносимые согласные, и разделительный мягкий знак, и сложную пунктуацию, дефисное написание наречий и прочие вызывающие сложности у современных школьников элементы орфографии и пунктуации русского языка. Учащиеся могут как самостоятельно находить орфограммы и подбирать правила, так и учитель может, найдя необходимые орфограммы, показать правило.


«Данные приёмы – это не рутинная отработка навыков, а наоборот свежий, современный взгляд на типичные элементы уроков, которые повышают мотивационный и познавательный интерес школьников к той или иной теме». И конечно, важно подбирать тексты с учетом морально-ценностных представлений, тексты, которые будут интересны детям, но и смогут их чему-то научить. И необязательно это классика.

Знакомимся с практиками
Made on
Tilda